Тренинг
по профилактике употребления
психоактивных веществ (ПАВ)
«Остановись, подумай, выбери»
Цель: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему.
Задачи:
- повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;
- формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.
План мероприятия:
1. Вводная часть:
· игра-приветствие;
· постановка проблемы;
· дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
2. Основная часть:
· упражнение «Ворвись – вырвись из круга»
· игра «Спорные утверждения»
· игра «Незаконченное предложение»
· ролевая игра «Давай с нами!»
· игра «Портрет наркомана»
3.Заключительная часть:
· игра «Скажи жизни - Да!»
· домашнее задание
Ход тренинга
Психолог: Здравствуйте, уважаемые ребята, я очень рада приветствовать вас на тренинге «Остановись, подумай, выбери». Начнем с разминки.
1.Игра-приветствие
Описание: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! (Здороваются за руку)
Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга)
Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)
Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)
Ты пришел! (Разводят руки в стороны)
Хорошо! (Обнимаются)
Психолог: Я приглашаю вас к нашему столу заседаний. Сегодня мы будем говорить о серьезном, о проблеме употребления подростками психоактивных веществ.
Правила нашего сегодняшнего мероприятия:
· говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;
· всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается;
· вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается;
· если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают.
· если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше;
· не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.
Постановка проблемы. Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема, неотделимая от проблемы ВИЧ – инфицирования. Каждый человек должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с зависимостью от ПАВ, знать пути ее преодоления – для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Ответственность за то, употреблять или не употреблять ПАВ, - это выбор каждого человека. Человек рожден свободным от патологических зависимостей. Его выбор, право и ответственность - сохранять эту свободу всегда.
И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не будем скучать и очень постараемся, чтобы всем вам было интересно.
Психолог: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
2.Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»
Цель: Знакомство с объективной информацией о действии ПАВ.
Вопросы для дискуссии:
· Почему люди употребляют наркотики?
· Каковы последствия употребления?
· «Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?
· Что такое зависимость от психоактивных веществ?
· Какие вещества вызывают развитие зависимости?
· Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание?
(Обсуждение проблемных вопросов)
Психолог: А теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Ворвись – вырвись из круга»
3.Упражнение «Ворвись – вырвись из круга»
Цель: Отработка навыков противостояния группе, умение убедить, сказать «нет»
Описание: Все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец – вне круга или внутри круга. Его задача – любым способом вырваться из круга, если он внутри, или ворваться в круг, если он вне его. Задача группы – воспрепятствовать этому. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый член группы имел возможность побывать в роли человека, вырывающегося из круга или врывающегося в него.
Вопросы для обсуждения?
· Что чувствовали участники?
· Трудно ли противостоять давлению группы?
Психолог: Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены на стенах. Прочитайте их.
4.Игра «Спорные утверждения»
(Листы с утверждениями "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не имею точного мнения" прикреплены на стенах кабинета.
Описание: Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».
Утверждения:
· Наркомания - это преступление.
· Лёгкие наркотики безвредны.
· ПАВ повышают творческий потенциал.
· Наркомания это болезнь.
· Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.
· Употребление алкоголя не вредит здоровью.
· Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию»
· Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.
· Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.
· По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.
· Наркоман может умереть от передозировки.
· Продажа наркотиков не преследуется законом.
· Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Подведение итогов игры «Спорные утверждения».
Выслушав все точки зрения, участники выбирают листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Психолог: Я думаю, все мы сделаем правильные выводы из услышанной информации. А сейчас, минута релаксации.
5.Игра «Незаконченное предложение»
Описание: Каждый из участников вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:
· Мне нравится, что я….
· Вчера я сделал хорошее дело…
· У меня есть такое хорошее качество как…
· Я расскажу вам о хорошем поступке, однажды….
· Меня есть за что похвалить, например…. и т.д.
После, каждый из участников отвечает на вопрос: «Как я себя чувствовал, говоря о своих положительных качествах»
Психолог: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно.
6.Ролевая игра «Давай с нами!»
Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.
Описание: Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.
Вопросы для обсуждения:
· Что чувствовали участники?
· Трудно ли было противостоять давлению группы?
· Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
· Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
· Почему?
Психолог: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана? (ответы участников). Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на чистом листе.
7. Игра «Портрет наркомана»
Описание: На чистом листе ватмана в порядке очереди каждый участник рисует общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.
Психолог: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? (ответы участников)
Завершение работы
Психолог: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.
8.Игра «Скажи жизни - Да!»
Описание: Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу.
Психолог: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Жизнь любит тех, кто любит её, и ценит тех, кто ценит её.
Домашнее задание
Цель: Вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Описание: Участникам группы предлагается написать «Письмо другу, первый раз попробовавшему наркотики»
Психолог: Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!