Нет изображений

Проект «Ретро. Новый год»

Срок реализации проекта: декабрь - январь
Участники проекта: обучающиеся школы, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательно-практический, среднесрочный.

Проблема:

Всем известно, что один из самых любимых праздников детей – Новый год! Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение елки игрушками, долгожданные подарки под ёлкой, волшебные превращения – всё это не сравниться даже с Днём Рождения. Но в ходе работы с родителями выяснилось, что многие не знают про новогодние традиции, не знают историю создания новогодней игрушки.

Цель:

Повысить интерес к истории елочной игрушки, нового года, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре.

Активизировать поисковую деятельность обучающихся, развивать познавательные навыки.

Задачи:
для обучающихся:

- Принять проблему «Что такое новогодняя игрушка? Какой она должна быть?» и найти способы её решения.

- Познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки, с историей украшения ёлки на Руси;

для педагогов:

1. Создать условия для:
- развития у детей навыков коммуникативного общения;
- развития познавательной активности;
2. Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки;
3. Оказывать школьникам помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в реализации идей, в оформлении работ, в организации выставки;
4. Привлекать родителей к участию в проекте, налаживать конструктивное взаимодействие с семьями обучающихся;

для родителей:

- Оказать помощь детям в достижении положительных результатов;
- Привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации выставки старинных новогодних игрушек.
- Формировать положительный опыт общения и совместной деятельности детей и родителей
Актуальность проекта:

Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением этих игрушек. В ходе этого проекта мы познакомим школьников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Ретро. Новый год».

Планирование:

Подготовительный этап:

1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала об истории новогодней игрушки.
2. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе (декабрь).
3. Сбор информации и экспонатов для выставки. Подготовиться к выставке. Организация выставки новогодних игрушек разных годов выпуска

(2-я половина декабря)

Основной этап:

1. Совместно познавательная деятельность «Знакомство с елочной игрушкой». Знакомить школьников с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают. (первая неделя декабря)
2. Дидактическая игра «Украсим ёлку» (первая неделя декабря)
3. Самостоятельная деятельность детей «Подарки для елочки» (рисование, аппликация) (первая неделя декабря)
4. Совместно познавательная деятельность «Осторожно, елка!». Познакомить обучающихся с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках. (вторая неделя декабря)
5. Составление описательного рассказа о своей любимой елочной игрушке. (вторая неделя декабря)
6. Рисование на тему: «Моя любимая новогодняя игрушка». (вторая неделя декабря)
7. Организация и оформление выставки «Ретро. Новый год» (старинные, интересные и необычные елочные игрушки). (третья неделя декабря)
8. Экскурсии детей других классов на выставку (третья неделя декабря)

  1. Изготовление костюмов для инсценированного представления «Новый год на Руси» (январь).
  2. Постановка и репетиции инсценировок (январь).

11.Съемка и монтаж видеоролика (январь)

Обобщающий этап:
1. Награждение грамотами обучающихся,  активных родителей за участие в организации и реализации проекта (последняя неделя декабря).

 

Продукт проекта: видеоролик «Ретро Новый год»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- повышение интереса обучающихся к истории новогодних традиций;

- рост уровня информированности родителей о формах совместной познавательной деятельности с детьми;

- активное участие родителей в жизни класса и школы;

- развитие творческих способностей детей;

- повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями.

Реализация проекта в совместной деятельности детей и взрослых.

Формы работы:

1. развитие у детей навыков целеполагания, умения находить пути решения проблемных вопросов, добиваться задуманных результатов.
2. проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;

3. создание тематических коллекций, фотоальбомов;

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, мы все с нетерпением ждем праздника – Новый год. И перед нами всеми встает вопрос, чем украсить ёлку, какими игрушками? В наше время мы редко задумываемся, а как же появилась игрушка? Данный проект нацелен на ознакомление детей с историей новогодней игрушки и развитие у детей практических продуктивных навыков.

Памятка для учителя:

Первые елки в России появились в 19 веке. Их устанавливали на заборах и крышах заведений. Украшать елки стали в 1860-1870-е годы. Заказывались игрушки в Европе. Сразу же после появления такие изделия были достаточно дорогими. Купить стеклянную игрушку могли только зажиточные люди.

Лишь после открытия завода в Клину в период Первой мировой войны игрушки стали более доступными. Русских мастеров обучали пленные немцы. Именно они научили специалистов создавать не просто шары, но и бусы, другие украшения.

Игрушки делали и из картона. Елки украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера. Существовали в России и игрушки из ваты. Материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов. На елках развешивали и бутафорские фрукты. Их делали из бархата, папье-маше.

II этап – основной (практический) для обучающихся начальной школы
1.Совместная познавательная деятельность «Знакомство с елочной игрушкой».

Задачи:
- проявлять интерес к рассказу об истории ёлочной игрушки;
- отгадывать загадки по теме;
- вступать в диалог с педагогом и другими детьми.
2..Знакомство детей с тем,  как делают новогодние игрушки.

Задачи:
- Подводить детей к пониманию того, что новогодние игрушки – результат творческой деятельности  человека.
- Формировать представления детей о многообразии новогодних игрушек.
3.Работа в мастерской деда Мороза.

Продуктивная деятельность – рисунки, аппликация «Новогодние игрушки».
4. Работа с родителями.
Участие в выставке «Ретро. Новый год»
Пособия:

Для детей, были изготовлены различные дидактические игры, с помощью которых ребятам легче представить историю игрушки:

  1. Игра «Команда»

Вариант 1
В игре участвует 10 игроков и 1 ведущий. Игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего игроки выбирают соответствующую их команде фигуру, наполняют ее красочным содержимым. Кто быстрее - получает один жетон. Когда все члены команды наполнили (разукрасили) каждый свою (фигуру) по сигналу ведущего игроки по очереди подбегают и прикрепляют игрушку к елке. Выигрывает та команда, которая быстрее украсила елку. Третий жетон получает та команда, которая правильно подобрала игрушки на елку.

Вариант 2
Изменение правил игры. За быстрое и правильное выполнение задания, каждый игрок получает фишку. По итогам игры каждый член команды сдает фишки, они суммируются, и большинство фишек у команды приводит их к выигрышу.

 «Покажи столько же»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.
Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.
Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

3.«В магазине игрушек»

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.
Материал: разные игрушки.
Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.

III этап – заключительный
1.Защита мини-проекта «Ретро. Новый год».


Задачи: привлечь родителей к участию в проекте, познакомить детей с тем, как стечением времени изменяются новогодние игрушки, с тем, где и как они изготавливаются.

2.Оформление выставки «Ретро. Новый год» и проведение экскурсий для детей логопедической группы и для детей других групп.


3.Беседы о праздновании Нового года в семье.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для детей и родителей.

Правила безопасности:

Украшения.

  • Все ёлочные украшения должны быть сделаны из негорючих или огнестойких материалов. Выбирайте мишуру и ёлочные игрушки из пластика или металла.
  • Никогда не украшайте ёлку свечами. Всегда используйте огнестойкие подсвечники, и ставьте свечи в таких местах, откуда их не скинут.
  • Если в доме есть маленькие дети, избегайте использовать острые или бьющиеся украшения. Элементы декорации, имеющие маленькие детали, должны находиться в недосягаемости детей, чтобы они случайно не проглотили или не вдохнули их. Не используйте украшения, имитирующие конфеты или другую соблазнительную еду, — дети могут захотеть попробовать их на вкус.
  • Следуйте инструкциям на упаковке спрея с искусственным снегом, чтобы избежать повреждений лёгких.
  • После того, как все подарки будут распакованы, уберите с пола всю упаковку, ленточки, пакеты и прочее. Из-за них часто происходят удушения и пожары.